Экзамен по вождению изменится до конца года: автоинструктор — об инициативе ГИБДД
Глава ГИБДД России сообщил, что вместо отдельных испытаний на площадке и на дорогах общего пользования будущим водителям представать единый «городской» экзамен. К чему все это приведет, объясняет гонщица и опытный автоинструктор Илона Накутис-Хачикян. Promotion
- Настоящая Британия — фотографы и блогеры рассказывают о своих впечатлениях
- Куда поехать на Рождество: 5 лучших точек в Европе
- 6 идеальных новогодних подарков для любителей музыки
- 3 в 1: быстрый завтрак, полезный перекус, легкий десерт
- Путешествуй по Юго-Восточной Азии как местный
Практический экзамен по вождению скоро может существенно измениться. Вместо привычной формы (испытания на площадке плюс вождение в городской среде) предлагается оценивать проверку водительских навыков только в естественной среде: на дорогах общего пользования и, очевидно, в жилых зонах — иначе где проверять, например, умение парковаться?
«Какой смысл инспектору находиться на площадке, когда кандидаты в водители все равно проходят в самой автошколе внутренний экзамен? Чтобы исключить дублирование и увидеть, как будущий водитель ориентируется в транспортном потоке, вводится объединенный экзамен, в который будут обязательно включены элементы площадки», — сообщил глава ГИБДД России Михаил Черников в интервью «Коммерсанту», в котором впервые анонсировал нововведение.
По словам Чернякова, сейчас инициатива обсуждается с Министерством образования и науки, а на финишную прямую планируется выйти до конца этого года. Проходили ли какие-то общественные дискуссии по поводу нового экзамена, неизвестно, и мы решили поговорить о грядущих переменах с человеком, который в автообразовании понимает побольше многих, — Илоной Накутис-Хачикян, чемпионкой России по ралли и директором центра водительских тренингов «Драйв Класс».
Что вы слышали о новой инициативе ГИБДД и как к ней относитесь?
Пока информации мало и судить трудно. Я считаю, что идея правильная, такой экзамен может существенно облегчить жизнь и сэкономить время, но только если все будет делаться по правилам. Если инструкторы автошкол сначала будут накатывать с человеком необходимое количество часов на площадке, а потом выводить человека в город, то все это может сработать. Опытный экзаменатор все сразу поймет: есть ли нужные навыки, все ли хорошо с манипулированием и реакцией на ситуацию — словом, как человек владеет автомобилем. Будут инструкторы и автошколы добросовестно учить людей на площадке — все будет хорошо.
А сейчас они этого не делают?
Множество инструкторов сразу выводят ученика в город. В итоге у человека шок. Ему нужно учиться жать педали и крутить руль, а он нервничает, потому что пока не в состоянии одновременно контролировать манипуляции и отслеживать ситуацию вокруг. Именно площадка дает возможность получить навык взаимодействия с машиной в полностью безопасных условиях.
В интервью глава ГИБДД приводит статистику: только восемь процентов будущих водителей сдают экзамен с первого раза. Уровень подготовки немного шокирует.
Скажу о своем опыте: половина людей, которые приходят к нам учиться вождению, уже каким-то образом получили права, но по-настоящему ездить начинают только у нас. Мы их «ставим на крыло» за три недели.
Вместо трех месяцев в автошколе?
Совершенно верно. С той интенсивностью и тем порядком задач, которые мы предлагаем, люди приходят к осознанному процессу вождения. Обычный инструктор просто говорит: поверни направо, теперь налево, нажми на тормоз, нажми на газ. Мы объясняем, почему, зачем и что от этого будет. Формируем ассоциативное восприятие. Даем возможность проанализировать ситуацию. Основные навыки можно дать за пять дней на площадке — причем в группе из 5–6 человек. Ехать вперед-назад, поворачивать и парковаться. Этого почему-то никто не делает в автошколе. Потом уже можно ехать в город, где происходит обучение по европейском стандарту — так называемое вождение с комментариями.
Приходилось не раз читать отзывы на работу инструкторов: мне дали машину и полуживое тело на соседнем сидении, которое иногда что-то говорит.
Именно. А интересовались, сколько стоит час вождения с инструктором?
В среднем около полутора тысяч рублей по Москве.
А бывает и две, три тысячи! Это совершенно не нормально, учитывая уровень инструкторов. Думаю, если бы ко мне привели на переэкзаменовку таких специалистов, я зарубила бы процентов девяносто.
Как думаете, уменьшится ли в новом формате поле для коррупционных схем?
Не думаю — это же просто смена формата. Повторю, глава ГИБДД прав. Он сокращает экономические затраты своей организации за счет площадок и человеческих ресурсов (можно представить, какой там работает отдел и сколько там людей). Но остается понять, как именно теперь будет приниматься экзамен, что именно будут проверять: если инспекторы будут заниматься провокациями, это один момент. Если же инспектора будут адекватно проводить экзаменацию, нам всем повезет.